Минутка самокритики: Друзья, времени катастрофически стало не хватать на блог, но я стараюсь не забивать. Мыслей, событий, результатов очень много, буду стараться  сюда помещать это. Недавно, кстати, подумывала перевести его на medium, чтобы осовремениться, но пока руки не доходят.

Ладно, сегодняшняя тема довольно банальная. Поговорим о перезагрузке ретроспектив. Как и водится – это главная встреча scrum мастера и он должен проводить их хорошо. Часто эти встречи не любят, проводят раз в полугодие и все такое.

Когда я только пришла в эту компанию, ретро проводили 1 раз в месяц, не смотря на то, что спринты по 2 недели. Структура ретроспективы была такая:

  • большая команда 30 человек собиралась в одном помещении, а так же все, кто хотят поприсутствовать
  • приносили коробочку, куда за целый месяц люди скидывали бумаженьки со своими мыслями
  • вскрывали коробочку и обсуждали
  • формировали командные договоренности
  • затем оцифровывали и рассылали на всех лог общей встречи

Надо признать, что по-началу это у них работало, я про совсем давние времена, когда ребята только задумывались об Agile и Scrum. Работало, потому что это было новой практикой, раньше никто и никогда не спрашивал твоего мнения и наконец-то появилось такое место.

Но постепенно это превратилось в рутину. Народа слишком много, потому что приходят даже те, кто не должен. Соответственно, душу особо не изольешь. Результатов ретроспектив особо не было, потому что часто командные договоренности сразу после ретро помещали в дальний угол и на планировании не вспоминали. У людей, если и было время на свои обязательства, то очень немного. Часто фасилитация таких встреч страдала и очень долго обсуждались проблемы, например, регрессионного тестирования, которое всем не интересно. Процесс проведения ретро не менялся, наверное, год 🙂

Первая ретроспектива

Потом пришла я. Мне рассказали о формате ретро и первую свою ретроспективу я решила проводить, как у них заведено, чтобы посмотреть на реакцию, результат и никого особо не шокировать. Воспользовавшись случаем, потому что на ретро пришли просто все, кто мог, я познакомилась с ними.  Рассказала о себе и нарисовала карту своих ценностей.

Затем попыталась собрать мысли и идеи о прошедшем месяце у людей прямо там, раздав цветные стикеры и ручки, но люди оказались не готовы. Скривив лица, они указали мне на красную коробочку. В ней было не очень густо, в основном негатив. Обсуждая его у нас рождался список командных договоренностей. Это было больше похоже на свод правил, которые они пересматривают от встречи к встрече. Где нет того, кто берет ответственность на себя, потому что может, и проминает одну тему. Где нет устранения причин, а есть устранение симптомов.

Обычная фраза с командного ретро:

Команда не должна брать в работу непонятные и неполные задачи.

Это очень хорошее правило, но было бы неплохо разобраться в том, почему к нам приходят непонятные и неполные задачи, как помочь владельцу продукта, чтобы получать полные. А что значит полные вообще, может каждый под этим понимает разное и все такое 🙂

22955_regenbogenballНадо ли говорить, что я была не довольна такой ретроспективой? Сама ведь выбрала старый формат 🙂 Остальным вроде понравилось, потому что хоть кто-то начал фасилитировать встречи, не давать гудеть одновременно всем и передавать токен..

Следующие встречи

Поизучав привычки команды, прочувствовав на себе минусы проходящих ретроспектив я решилась на изменение формата.

Во-первых, сила малых групп. Когда сидят все 30 с плюсом человек в кругу это хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому я разделила их по командам, в которых они реально работают, отдельно планируются, отдельно daily-скрамятся. Да, кстати, у нас они появились, здесь можно об этом почитать 🙂

Люди пришли, расселись по 4-ём столам. Я выдала им флипчарты, маркеры, стикеры, клей, распечатанные задачи из Jira.

  • Попросила вспомнить цель своего спринта и зафиксировать на бумаге. Было интересно, вспомнят ли. Но все прекрасно держали ее в голове! Это была приятная неожиданность.
  • Попросила разделить все задачи на 2 кучки:
    1. Мы завершили задачу и она идет в релиз
    2. Что-то пошло не так и с задачей не справились
  • Посчитать количество выполненных story point по кучке #1 и зафиксировать на флипчарте. Это их командный маячок, сколько они реально доводят до конца и делают прироста к будущему продукту.
  • Попросила проанализировать, что помешало им выполнить задачки из кучки #2. Люди реально видели то, что им мешает и здраво формулировали. Фраз типа “луна была в тельце” нигде не появилось, что не может не радовать 🙂
    • Кстати, на этом этапе выяснилось, что у меня есть команда, которая абсолютно перевыполнила план и у нее не было этой кучки. Пришлось на ходу переориентироваться и просить ребят подумать над тем, а что им помогло в этом.
  • Когда все справились с вышеперечисленными задачами я попросила придумать, как они будут в следующий раз справляться с подобными проблемами. И… люди впали в ступор. Реально, они сидели и говорили мне с честными глазами, что ничего нельзя сделать, что проблема не на их стороне, что мы заложники ситуации и прочее прочее. Ведь к такому повороту событий жизнь их не готовила, а раньше они обсуждали только командные правила..

Подходя к каждой команде по очереди, слыша “мы не можем”, я просила озвучить проблему? На каждую мне удавалось придумать решение или подкинуть идею, куда копать. Уловив способ поиска решений, они начали генерировать их дальше сами, а я уходила к другой команде. Так за несколько циклов ребята справились.

В окончании всего я попросила представителей команд показать свои плакаты и пояснить. Было очень круто, скепсис многих сошел на нет, когда они увидели, что проблемы подъемные и таким образом можно искать решения.

Вот таким простым способом, немного изменив привычный процесс, можно улучшить ретроспективу. В следующий раз я скорее всего им нам игру, чтобы они провели аналогию с ретроспективой игры и в жизни, и поняли что ежедневная работа это процесс, который полностью в их власти. Либо добавлю геймификацию в привычный формат и попрошу представить прошедший спринт, как фильм/книгу/сериал. Ну и warm up добавлю, решим, но горшочек уже варит.

0_ab98c_5010f11d_XXL

И кстати, я прошла испытательный срок досрочно. Мне его закрывали со словами: “Чтобы ты от нас не сбежала”. Я считаю это довольно неплохим результатом и даже немного горжусь собой 🙂

Leave a Reply

