Не далее чем несколько недель назад я рассказывала о роли скрам мастера на нашей Agile Академии. Подготовка проходила тяжело, потому что знаю я много и многое хочется объяснить аудитории, но очень сложно рассказать все сразу. Поэтому пришлось изрядно постараться, чтобы структурировать свои знания и выделить самое главное. А главного у скрам мастера всего 3, как я считаю:

  1. Фасилитация
  2. Устранение внешних препятствий
  3. Развитие команды
c4wrkohwcaaosti
Вжух вжух и ты скрам мастер!

Фасилитация

О том, что это за процесс, я писала ранее. Сейчас хочется поговорить, а зачем он? Вот представьте себе, что совсем недавно вы работали в классической проектной команде или, еще лучше, в отделе, где приходил менеджер или начальник и говорил что делать. Потом вас закинули в scrum-команду, где нет раздающего приказы. Вас 3-9 человек и всем вам нужно договариваться о том, как вы будете работать.

На этом этапе ваша задача, как скрам мастера, организовать совместные обсуждения таким образом, чтобы:

  • Они проходили максимально эффективным способом и поставленные цели каждого мероприятия достигались
    • Если команда отклоняется от заданного курса, о целях нужно напоминать.
    • Если команде стало более актуально что-то другое, надо уметь переориентировать формат встречи.
  • Никто не говорил команде что делать и команда сама должна формулировать решения/задачи

Сложного нет ничего, просто включаем здравый смысл и вперед. Ну и отлично еще своим примером показывать, какое поведение ведет к результату, а какое мешает. Каждую встречу можно рассказывать о каких-то фишечках, которые помогут им лучше понимать из чего строится командная работа.

Устранение внешних препятствий

Если вы думаете, что можно просто взять, организовать scrum-команду и она будет быстро создавать новые продукты, то вы заблуждаетесь. На деле, особенно если Agile-трансформация только началась, у каждой команды возникает масса препятствий. Если с частью (внутренних) команда может справиться самостоятельно, то с внешними, которые лежат за гранью их влияния, дело обстоит сложнее. Это может быть что угодно:

  • финансовая служба отказывается подписывать договор
  • производство не может произвести то, что придумала команда
  • служба логистики вовремя не привезла заказанный материал или комплектующие
  • не дают производственные мощности
  • и так далее

Примеры не очень ИТ-шные, потому что мы на заводе, но и в ИТ тоже может быть полно веселых случаев 🙂 Поэтому скрам мастер помогает команде справляться с внешними трудностями, договариваться и изыскивать нужные ресурсы вовремя.

Что является целью скрам-мастера?
Как вещал Асхат на прошлой Agile Business конференции, – это должно быть приятное, но порой зубастое животное

Хороший скрам мастер, например, после daily scrum, если услышал о внешних проблемах, должен вскочить и побежать их решать. Потому что от этого зависит не только успешность спринта, но и репутация команды, которую легко потерять и не так то легко получить!

C3fbPuLWcAANpxb
Пример плохого скрам мастера

Развитие команды

О внутренних препятствиях можно говорить тоже много. Это все то, что находится в ведении команды и на что они могут непосредственно сами влиять, но это не так просто. Очень трудно порой, находясь внутри “системы”, придумать супер креативный выход из ситуации. Именно поэтому здесь появляется скрам мастер. Только находясь в позиции наблюдателя, эмоционально дистанцировавшись от проблемы/ситуации, можно находить варианты и через них проводить команду.

Здесь помогает умение менять роли, одним словом, у тебя должна быть легкая шизофрения мозга:

  • Роль учителя – когда ты приходишь и учишь. В начале Agile трансформации ты учишь фреймворку, потом ты учишь, например, выходить из конфликтных ситуаций и т.д. Смотря что болит у команды.
  • Наставник – когда ты не учишь, а рассказываешь о вариантах и в какой момент какой может подойти. Здесь человек склонен больше брать на себя ответственность за выбор тог или иного пути, что сказывается на его росте.
  • Коуч – мы не учим и не предоставляем варианты, мы просто задаем вопросы. Человек сам находит ответы на них и выход из сложной ситуации. Вообще, умение задавать вопросы должно быть на высшем уровне у любого человека, который работает с другими людьми. Ну а еще их надо любить 🙂

Очень круто про развитие команды сказал тот же Асхат: “Каждый раз задавай себе вопрос, каким образом должна быть решена проблема, чтобы зрелость команды выросла?!”

Игого

Эти три пункта я считаю основами основ этой профессии. Это некие Hard skills, которые тебе придется развивать или иметь, если планируешь становиться скрам мастером. И как правильно многие замечают, в будущем таких людей будет требоваться куда больше, чем обычных PM-ов, зам-замов и менеджеров любого уровня.

Дальше можно еще немного поговорить про умения таких людей, например, умение вдохновлять, помогать своей команде и инициировать изменения и т.д. Это так называемые Soft skills – харизма и красноречие пригодятся в любой профессии, но и в этой тоже.

Если вы новичок, сосредотачивайтесь на чем-то одном. Я начинала с фасилитации, затем принялась за развитие команды, потому что с устранением внешних препятствий изначально было все хорошо.

Ну и всегда помните, что нет предела совершенству, изучайте новые инструменты, возможно даже фреймворки и будет вам счастье. Ведь почти в любом скрам мастере, преданном своей профессии, живет маленький Agile коуч 🙂

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s