Недавно я сидела и размышляла, каких навыков мне не хватает. Из всего спектра умений scrum мастеров самым непонятным и требующим прояснения для меня была фасилитация.

Самое первое, что говорит нам об этом термине google – помогать, облегчать, способствовать. Фасилитация довольно часто упоминается в работе agile команд, но совершенно никто не рассказывает как это делать. Поэтому я решила съездить на тренинг к Светлане Мухиной тренеру компании luxoft, специализирующейся на фасилитации, и узнать из первых уст.

О тренинге

Событие происходило в Москве и длилось 2 дня, аналогичные  проходят в Питере. Некоторые участники приехали по тем же причинам, что и я, некоторые уже были профессиональными фасилитаторами и хотели узнать новые тренды в этой области.

img_20160721_163843059_hdr-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f
фасилитируем собственные встречи

О полученных знаниях

После первого дня тренинга меня не покидало ощущение, что новых знаний не получила. Да я понимала, что ко встречам надо готовиться, разрабатывать agenda, наполнять ее активностями и увязывать это с целью, которые ты хочешь достичь. Но спустя какое-то время я поняла, что фасилитация это шире, чем просто организация встреч. И все улеглось на свои места. Очень круто в этом плане пригодился компас фасилитатора, который разработала Света:

icagile-agile-team-facilitation-3-638

  • До встречи помогает спонсору встречи, он же заказчик, определиться с тем, чего он хочет от мероприятия и каких результатов необходимо достичь.
  • Планирует встречу от и до, наполняя ее интересными техниками, не забывая про запасной вариант, потому что реальность всегда сильнее любого плана.
  • На встрече следит за собой, не спускается до содержимого встречи, беспристрастен и нейтрален.
  • На встрече обращает внимание на групповую динамику и ее проявление, помогая группе справиться с дисфункциональным поведением и достигнуть результат.
  • После встречи всегда собирает обратную связь, чтобы улучшать свою работу. Собирает не только с команды, но и со спонсора: “а насколько мы быстро шли к цели, достаточно ли этого, насколько эффективно мы ее достигли и достигли ли?”

О последующем применении

Во-первых, я теперь готовлюсь ко всем встречам, прорабатываю agenda, интервьюирую спонсоров. То есть так или иначе, мне этот тренинг помог. Стараюсь анализировать, где у меня пробелы, и их заполнять.

Во-вторых, я провела тренинг в своей компании и рассказала о том, кто такой фасилитатор и зачем он нужен. Люди ушли на выходные заряженные, некоторые попросили продолжать изучать техники, многие запланировали провести у себя в командах встречи с заранее подготовленной agenda.

img_6627
приоритезируем question backlog
img_6614
рисуем портрет идеального фасилитатора техникой world cafe

Рекомендации начинающим

1978737618cВ завершении хочется сказать, что фасилитация – это настоящее искусство. Нужно иметь много скилов, чтобы успешно справляться со всем объемом информации, который сваливается на тебя во время групповой работы.

  1. Советую к прочтению книгу Руководство фасилитатора. Я ее отфотографировала и сшила в один файл для удобства. Вы найдете много практических советов в ней.
  2. Советую к просмотру выступления Светы, которые можно посмотреть на youtube:

Фасилитируйте – это всех облегчает! 🙂

 

 

 

One thought on “Как я съездила на тренинг по фасилитации

Leave a Reply

